Рис. 5. Нет – коррупции, основанной на сверхвласти денег
3. Практическое использование социальных технологий показало, что негативное согласие даже сотен, тысяч граждан по поводу коррупционных действий способно эффективно блокировать коррупционные проявления.
4. Социальные технологии, основанные на принципе негативного гражданского согласия, реализуемого с помощью нравственного подхода, являются эффективным инструментом нравственного воспитания любого социального субъекта: будь то человек, общество или государство.
Специальная служба Кадрового резерва служащих России по борьбе с коррупцией «КОБРА» 07 июня 2008 года расформирована решением Председателя Кадрового резерва служащих России.
Решение Председателя Кадрового резерва служащих России
Анализ опыта деятельности специальных служб по борьбе с коррупцией за 2007-2008 гг. позволил выявить ряд существенных недостатков, связанных в основном с юридической безграмотностью и зачастую с корыстными интересами взрослых, участвующих в деятельности данных организаций.
Кроме того, ряд достойных руководителей администраций районов и городов, губернаторов и вице-губернаторов, государственных служащих, руководителей прокуратуры и следственного комитета при прокуратуре, а также других правоохранительных органов незаслуженно стали выставляться в глазах общественности как коррупционеры. Участились случаи дискредитации статуса государственной службы, роли чиновников в общественном самоуправлении. Нередкими стали факты использования статуса сотрудника специальной службы по борьбе с коррупцией для нарушения правил дорожного движения, давления на сотрудников ГИБДД с целью уклониться от заслуженного административного наказания. В ряде регионов России началась борьба между отдельными руководителями организаций по противодействию коррупции за передел сферы влияния. К сожалению, все также остается крайне низкой правовая культура многих сотрудников специальных служб по борьбе с коррупцией. Неоправданно раздуты штаты ряда организаций по борьбе с коррупцией, в состав которых входят лица, ничего не делающие против коррупции.
Настораживает и моральный облик некоторых участников противодействия коррупции, стремящихся, в основном, что-нибудь возглавить и ни чего не делать против коррупции на деле, сосредоточившись только на захвате и удержании собственного влияния, направленного на извлечение прибыли.
В средствах массовой информации началась компании по забалтыванию проблемы противодействия коррупции. Многие политические деятели все также стремятся уйти от обсуждения с общественностью актуальных вопросов социально-экономического развития регионов России.
Часто встречаются случаи и репрессий в отношении активных граждан, ставших бороться с коррупцией. Однако правовое невежество таких граждан во многом и обрекает их на тяжелые последствия участия в конфликте хозяйствующих субъектов.
Борьба с коррупцией – это общая задача каждого гражданина России, и решаться она может только юридически грамотными взрослыми. Пора покончить с правовым невежеством. На это обращает свое внимание Президент Российской Федерации, указывая на важность правового просвещения. Генеральный прокурор России также подчеркивает важность практических действий по созданию систем массового правового просвещения взрослых. Наступила пора покончить с правовой безграмотностью взрослых, правовая темнота которых делает их пассивными участниками коррупционных процессов, лишает их надежды на достойную жизнь и превращает их в объект различного рода манипуляций.
Без профессиональной помощи специалистов трудно представить эффективную борьбу с коррупцией. Однако усилия этих специалистов следует направить на их участие в массовом правовом просвещении граждан. Только передача конструктивного опыта противодействия коррупции, используя законные методы и формы, укрепляющие государственную власть, а не разрушающие ее, - все это позволяет поднять противодействие коррупции на более высокий уровень.
Понизить уровень коррупции можно и нужно, но делать это нужно на основе повышения уровня юридической грамотности взрослых. Ориентация при этом на соблюдение нравственных стандартов поведения всех участников противодействия коррупции – верный способ не уйти к новому произволу и насилию, подавлению свободы слова и дискредитации порядочных государственных руководителей и служащих.
Анализ опыта деятельности ряда созданных структур по борьбе с коррупцией, условно обозначаемых как «КОБРА» показал, что настала пора перехода к новому, более эффективному способу противодействия коррупции, а именно, организация антикоррупционного просвещения граждан в регионах России.
С этой целью с 07 июля 2008 года прекращена деятельность ряда структур, созданных Кадровым резервом служащих России:
- Специальная Служба Кадрового резерва служащих России по борьбе с коррупцией «КОБРА»;
- Специальная Служба по борьбе с коррупцией «Жандармерия»;
- Главное политическое управление Кадрового резерва служащих России «ГПУ»;
- Служба по делам национальностей и миграции Кадрового резерва служащих России.
Все сотрудники данных структур остаются в качестве советников Кадрового резерва служащих России, которым в зависимости от их квалификации и правовой подготовки будет присвоен тот или иной ранг. После чего они начнут свою деятельность по формированию советов по антикоррупционному просвещению граждан в регионах и муниципальных образованиях.
Первичной организацией противодействия коррупции остаются созданные и вновь создаваемые региональные общественные организации «Региональные комитеты общественной безопасности» (КОБРА). При данных общественных организациях будут создаваться региональные и муниципальные советы по антикоррупционному просвещению, руководство которыми возьмут на себя руководители данных общественных организаций.
Методическое обеспечение повышения юридической грамотности взрослых, организации просветительской деятельности в сфере противодействия коррупции будет осуществлять Кадровый резерв служащих России через своих советников на местах.
Деятельность советов по антикоррупционному просвещению – это способ передачи реального опыта борьбы с коррупцией, выход из формализации и забалтывания. Все надеются на какие-то спецслужбы, мол они помогут. Однако, как показывает практика, многие там начинают заниматься собственными вопросами и искать коммерческую выгоду. Поэтому гражданину в противодействии с коррупцией надеется нужно только на собственные знания и действия. То, насколько позиция гражданина будет антикоррупционной, нравственной, настолько она будет признана и поддержана обществом и государством. Важно, чтобы в работе советов по антикоррупционному просвещению принимали участие руководители местных правоохранительных органов и администраций и не только в режиме вещания, но и в режиме обсуждения актуальных правовых вопросов граждан. Руководители разного уровня исполнительной власти должны совместно с общественностью и специалистами разбирать конкретные споры хозяйствующих субъектов, формировать правовую и этическую оценку событий, определять объект и субъект ущерба, вреда. Эти разборы несут в себе большой ресурс просвещения и повышения уровня правовой культуры граждан.
Все должны решать советы руководителей, специалистов и общественников с нравственных позиций: не причинение вреда, ущерба человеку, обществу, природе, баланс материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом.
Цель перехода к форме советов по антикоррупционному просвещению – усиление просветительской деятельности и вовлечения в нее специалистов и руководителей всех уровней. И делать это участие нужно постепенно обязательным и добровольным – как личный пример гражданского выбора – каждый взрослый против коррупции и считает ее преступлением против своей семьи, общества и государства.
Общее руководство антикоррупционным просвещением, ликвидацией правовой безграмотности взрослых остается за руководством Отделения социальных технологий и общественной безопасности Петровской академии наук и искусств.
Утверждается следующая общая структура организации правового просвещения в сфере антикоррупционной деятельности в Российской Федерации.
1. Муниципальный уровень: Муниципальный совет по антикоррупционному просвещению, в который включаются все заинтересованные лица - специалисты по организации правового просвещения и противодействия коррупции местного уровня. Данный совет создается при региональной общественной организации «Комитет общественной безопасности региона» (КОБРА). Решение принимает руководитель региональной общественной организации «Комитет общественной безопасности региона» (КОБРА).
2. Региональный уровень: региональный совет по антикоррупционному просвещению, в который включаются все заинтересованные лица – руководители и специалисты по организации правового просвещения и противодействия коррупции региона. Данный совет создается при региональной общественной организации «Комитет общественной безопасности региона» (КОБРА). Решение принимает руководитель региональной общественной организации «Комитет общественной безопасности региона» (КОБРА).
Региональная общественная организация «Комитет общественной безопасности региона» (КОБРА) дополнительно организует общественный контроль местных органов власти, общественное расследование, обсуждение и осуждение фактов коррупции в регионе.
3. Федеральный уровень: совет федерального округа по антикоррупционному просвещению, в который включаются руководители региональных общественных организаций «Комитет общественной безопасности региона» (КОБРА), созданных в федеральном округе. Данные руководители избирают своего Председателя, который взаимодействует с Кадровым резервом служащих России, повышает квалификацию своих сотрудников и представляет Председателю Кадрового резерва служащих России сотрудников региональных общественных организаций «Комитет общественной безопасности региона» (КОБРА) на присвоение внутреннего звания советника Кадрового резерва служащих России.
Председатель совета федерального округа по антикоррупционному просвещению организует деятельность государственно-общественного научного экспертного совета федерального округа, в состав которого приглашает представителей государственных, общественных и научных структур, заинтересованных в обсуждении социально-значимых решений, принимаемых в федеральном округе.
4. Всероссийский уровень: всероссийский совет по антикоррупционному просвещению, в который включаются Председатели советов федеральных округов по антикоррупционному просвещению. Они избирают своего Председателя, который и координирует работу всех советов по антикоррупционному просвещению при научно-методической поддержке Кадрового резерва служащих России.
Орган координации антикорруционного просвещения
Для координации антикоррупционного просвещения на базе Отделения социальных технологий и общественной безопасности Петровской академии наук и искусств при участии ряда общественных и государственных организаций создана совместная структура «Антикоррупционная служба».
Антикоррупционная служба выступает государственно-общественным объединением против коррупции, координирует деятельность региональных комитетов общественной безопасности «КОБРА» против коррупции на основе создания системы правового воспитания и антикоррупционного просвещения в регионах Российской Федерации.