Социальные технологии и общественная безопасность: доклад о результатах и внедрении научных исследований ОСБ ПАНИ (часть 8)
[
]
11.01.2009, 11:36
Социальные технологии и общественная
безопасность: доклад о результатах и внедрении научных исследований Отделения
социальных технологий и общественной безопасности Петровской академии наук и
искусств
(часть 8)
VI. Разработаны
принципы социального развития
государств-участников СНГ
Основная идея социального развития
государств-участников СНГ заключается
в построении общества нравственности, социальной справедливости и
народовластия.
Основной метод достижения цели социального развития
государств-участников СНГ – это
воспитание нравственного гражданина в процессе государственно-общественного
диалога.
Основное средство воспитания нравственного гражданина
государств-участников СНГ – это
образование взрослых и просветительская деятельность.
Основные
механизмы и средства духовного, физического и социального оздоровления России и
других государства-участников СНГ обеспечиваются на основе практической
реализации в деятельности государственных органов власти и органов
общественного самоуправления принципов свободы
слова, общественных слушаний, государственно-общественного и
государственно-частного партнерства, гражданской самообороны, нравственного
социализма, глубокой демократии, массовой этической оценки, динамической
иерархии, разработанных
Отделением социальных технологий и общественной безопасности Петровской
академии наук и искусств.
Свобода слова – процесс нравственной оценки
деятельности социального субъекта другими социальными субъектами, реализуемый
через массовые коммуникации, средства массовой информации, информационные
ресурсыи средства связи, образование и
просвещение, научную и культурную деятельность, искусство и литературу,
дискурсы с широким участием общественности.
Общественные слушания (гражданские слушания)– процесс глобального нравственного дискурса, воспитание
свободой гражданкой ответственности в ходе разработки, обсуждения, утверждения
и контроля любых социально-значимых решений. Все решения органов
государственной власти и органов местного самоуправления проходят обязательные
общественные слушания, в ходе которых осуществляется их массовое этическое
оценивание. Документы, оцененные как
потенциально ущербные для граждан, отправляются на доработку. Этически не
легитимным считается любой документ, выпущенный в обход данной процедуры. По
отношению к этически нелегитимному документу может осуществляться процедура гражданского неповиновения.
Гражданское неповиновение – это
принципиальное неисполнение гражданами этически нелегитимных документов.
Государственно-общественное партнерство – это совместная деятельность квалифицированной
общественности и лиц, принимающих социально-значимые решения по обсуждению,
утверждению, контролю, оценке и коррекции социально-значимых решений на всех
уровнях власти. Государственно-общественное партнерство позволяетоптимизировать средства развития страны и
обеспечить качество государственного управления и общественного самоуправления.
Важным условием государственно-общественного партнерства является нравственная
позиция его участников, обеспечивающая ненанесение ущерба (вреда) обществу и его гражданам.
Государственно-частное партнерство – это участие государства и бизнеса, объединенного
нравственной целью и нравственными методами действия, и направленное на
взаимовыгодное созидательное сотрудничество в ходе функционального
восстановления и развития государственных учреждений, предприятий и
организаций, осуществляющих социальные, хозяйственные, научные, культурные и
образовательные функции.
Глубокая демократия (народовластие)–дискурс масс квалифицированных специалистов,
оценивающих с нравственных позиций результаты деятельности лиц, принимающих
социально-значимые решения.При этом
лицо, принимающее решение, обязательно участвует в данном диалоге и публично
защищает свое решение.
Массовая этическая оценка – оценка социальными субъектами действий (нравственности) любых других
социальных субъектов с позиций нанесения или ненанесения ущерба (вреда) в целях
достижения гражданского согласия для блокирования безнравственных (порочных,
паразитических) решений и действий.
Социальное
развитие государств-участников СНГ на основе практической реализации
вышеизложенных принципов позволит создать государственно-общественный механизм
обеспечения качества государственных решений, позволяющих практически запустить
демократический процесс СНГ (см. рис. 8):
Рис. 8. Общение
общества и государства
Гражданская самооборона – это обучение взрослых участию в дискурсах понравственной оценке деятельности социального
субъекта другими социальными субъектами, а такжеформирование у гражданспособности и готовности защитить себя, своих близких и родных от
вызовов и угроз безопасности: коррупция, геноцид, политический экстремизм,
вооруженное насилие, военная агрессия, бедность, нищетаи т.д.
Нравственный социализм - социализм, основанный на
нравственных устоях, т. е. на идее необходимости совмещения частных интересов с
общественными и государственными. Это гарантия по-настоящему глубокой, а не
формально-декларативной демократии и свободы, практически реализуемая в
процессе развития местного самоуправления.
Динамические иерархии– этоформирование и коррекция иерархических
структур организационного управления (иерархий, «вертикалей власти») в системах
государственного управления и общественного самоуправления в ходе дискурсов, участниками
которых выступают широкие слои общественности, ориентированные на решениеконкретных задач государственного
строительства и местного самоуправления.
По мере решения своих задач, выстроенные
иерархии по результатам дискурса могут ликвидироваться. Если же социальная
задача носит условно постоянный характер, то в ходе непрерывных дискурсов
должна обеспечиваться постоянная ротация руководящих кадровиерархии во избежание ее превращения в
социально-паразитическую структуру.
Практическое применение
данного принципа направлено на предотвращение вырождения иерархий и превращения
их в паразитические структуры.
VII. Разработано теоретическое обоснование
автоматизированной системы демократизации государственного управления и
индивидуализации воспитательного процесса «Глобальная нравственность»
(ГЛОН)
Этическая оценка
нравственности как мера ущерба человеку, обществу, природе,имеет численное выражение и представлена рис.
2.1., 2.2.Оценка нравственности не
объясняет мир, но выводит систему поведения и этические правила, основанные на
ненанесении человеком ущерба себе, окружающим, природе (рис. 1.1, 1.2, 1.3),
позволяющие его сохранять. Идея нравственного поведения исключительна и
предназначена для всех людей во все времена. В этой идее содержится
непоколебимая уверенность в том, что рано или поздно, но все люди действительно
придут в лоно ее сторонников (добровольцев нравственного пути). Идея
нравственности определяется практической деятельностью (судите, оценивайте по
делам их), вобрала в себя обычаи, сформулировала набор правил и процедур, по которым должен
существовать любой социальный субъект (человек, группа людей, корпорация,
общество, государства, международное сообщество) в целом. Разработана универсальнаянорма
поведения социальных субъектов: ничего во вред (ущерб) другим социальным
субъектам и среде обитания, поддержание баланса духовных и материальных
устремлений и действий, прав и обязанностей любого социального субъекта перед обществом.
Эта норма (нравственность) является буфером между идеей, как совокупностью
неизменных догматов и повседневной жизнью.
Норма нравственности – это
сложная система смыслов, являющаяся предметом гражданского согласия,
достигаемого в ходе дискурса, обеспечивающего, в том числе, и народовластие.Эта норма определяется в дискурсе, общении,
волеизъявлении граждан. Важным условием
определения нормы нравственности является свобода слова.Эта норма является естественной основой для формального
отражения волеизъявления граждан - создание сводов правил, законов и процедур,
организующих сложнейшие взаимоотношения человеческого сообщества как внутри
границ отдельных государств, так и вне их.
Система нравственных
ценностей: ненанесение одним социальным субъектомущерба (вреда) себе, другим социальным
субъектам, обществу и среде обитания, баланс материальных и духовных
устремлений и действий, прав и обязанностей социальных субъектов перед
обществом, - достаточно универсальная норма и может легко адаптироваться в
дискурсе к сложившимся условиям. Система смыслов – это адаптация нравственных
ценностей к жизни конкретного народа.Нравственная норма в сознании граждан формирует образ будущего:
построение общества нравственности, социальной справедливости и народовластия.
Этот образ, основанный на нравственной норме, заставляет людей строить свою
жизнь так, а не иначе. Нравственная норма (закон, принцип, идеология)как глобальный проект в каждый момент времени
каждому социальному субъекту дает ответы на вопросы:
1. Зачем жить: построение
общества нравственности, социальной справедливости и народовластия.
2. Как жить:не наносить ущерб,
вред себе, окружающим, среде обитания, соблюдать баланс духовных и материальных
устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом.
Проект «Институт нравственности», начинается
как сетевой (глобальная нравственность, сокращенное название - ГЛОН).
Образуются и умножаютсясторонники
нравственной нормы как меры поведения и деятельности человека, общества и
государства. Они договариваются в дискурсе, действуют самостоятельно, их ведет
сама идея нравственности, норма еще только складывается и непрерывно
совершенствуется. В этой стадии развитие сетевого проекта нравственной меры
деятельности человека, общества и государства (ГЛОН) происходит по инициативе
отдельных и не связанных друг с другом социальных субъектов. Никакого
координационного центра в рамках сетевой стадии развитияпроекта «Институт нравственности» нет, он
развивается спонтанно и по многим направлениям, что позволяет ему быстро
адаптироваться к потребностям и запросам людей в рамках принимаемых ими системы
нравственных ценностей.
Как только численность
сторонниковидеи нравственности
становится существенной, неизбежно формируется политическая составляющая,
постулирующая правила безопасного общежития, определяющая систему управления
социальным государством, врагов –
социальных паразитов, живущих за счет труда и ресурсов населения, друзей- нравственных граждан. Осознанный
выбор нравственного пути развития общества и государства и есть та миссия
современной элиты стран мира, которую они могут сыграть в интересах обеспечения
защиты своих народов от вызовов и угроз безопасности. Сетевой подход к
реализации идеи нравственного развития обеспечивает защиту проекта от существующих
властных иерархий и формирования своих внутрипроектных элит (которые могут
иметь свои корыстные интересы). Участие граждан в нравственной оценке
социальных действийв ходе дискурсов
позволяет ликвидировать возникновение любых паразитических структур,
стремящихся, как правило, коммерциализировать любое новоенаправление социального развития (либерализм,
капитализм, национализм, социализм,коммунизм, религии и т.д.).
Нравственная идея является
надрелигиозной, надпартийной, наднациональной и надгосударственной идеей, присущей
всем направлениям социального развития и типам общественного устройства.Поэтому в ее развитии могут участвовать
государства с любым конституционным строем, политическими режимами,партиями и властными элитами.
Нравственная идея, при ее
массовой поддержке становится идеологией нравственности, и как идеология
начинает корректировать хозяйственную деятельность (в зависимости от уровня
развития страны: больше или меньше социализма или капитализма). Социализм
означает большее сосредоточение власти и ресурсов в руках государства,
капитализм означает сосредоточение власти и ресурсов в руках частных лиц,
владеющих капиталами.Это тип
государственного управления, который выбирается в ходе дискурса местным
населением и регулируется нравственной нормой. Именно нравственная норма обеспечивает эффективное применение как
социалистического, так и капиталистического подходов в управлении государством.
Не капитализм и социализм есть угрозы для населения. Опасны для граждан
формирующиеся в элитах группы так называемых социальных паразитов, деятельность которых видна в
социально-значимых решениях. Поэтому привлечение внимания граждан к
нравственному измерению этих решений начинает оказывать воспитательное
воздействие на лиц, продуцирующих данные решения, делать их созидательными, социальными,
справедливыми, в итоге – нравственными.
Участие граждан в дискурсах
по нравственной оценке социально-значимых решений усиливает дух носителей
идеологии нравственности, ориентирует их на более последовательное и строгое
соблюдение нравственной нормы. Возникает феномен нравственной самоорганизации
государства и общества, ротации кадров происходят естественно, во власти
остаются те, кто социально результативен, нравственен. Степень социального
паразитизма в органах государственного управления и общественного
самоуправления снижается.